Что нужно маркировать?Маркировать нужно всё, что:
✅ Нацелено на неопределенный круг лиц (то есть на массовую аудиторию).
✅ Имеет коммерческую цель: продать, пропиарить, подогреть интерес к товару или услуге.
Например:
- Не реклама: рассылка персональных промокодов вашей базе клиентов.
- Реклама: публикация этого же промокода в открытом паблике или сторис.
Важный нюанс от ФАС: Контекст решает всё. Фото торта в Instagram — это искусство. Фото торта с хештегом #доставкатортовмосква и геометкой кондитерской — уже реклама.
Маркировать обязательно, если ваш контент:
- 🎯 Таргетированная или контекстная реклама.
- 📝 SEO-статьи и пресс-релизы, расхваливающие продукт.
- 🛍️ Посты с подборкой товаров, где продвигается конкретный товар.
- 📍 Любые призывы к покупке, подписке, посещению магазина.
- 👨💼 Контент в чужих блогах (нативная реклама), где блогер советует что-то купить.
- 🔗 Посты со ссылками или QR-кодами, ведущими к товару.
- 🤳 Даже саморекламу! Хвалите себя публично с коммерческой целью? Значит, маркируйте.
А что можно не маркировать?- Лендинги и карточки товаров, где все продукты равны.
- Разделы «Партнеры"/"Спонсоры», если все логотипы одинаковы и нет акцента на ком-то одном.
- Нативка в кадре без акцента: фуд-блогер просто готовит на сковороде определенного бренда, не упоминая ее 10 раз в восторженных тонах.
- Email- и SMS-рассылки по своей базе.
- Информационные и новостные статьи без коммерческого подтекста.
РегуляторыЗа соблюдением правил следят:
- ФАС (Федеральная антимонопольная служба): следит, чтобы была пометка «Реклама» и указаны данные рекламодателя (название, ИНН). За отсутствие — штраф для юрлиц от 100 000 до 500 000 ₽. Уже есть первые дела.
- Роскомнадзор (РКН): отвечает за техническую часть — прием отчетов через Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Штрафует за отсутствие токена, неправильную или несвоевременную передачу данных.
Итак, любой креатив, который попадает под действие закона о маркировке рекламы, будь то баннер или объявление, должен иметь уникальный буквенно‑цифровой токен и быть помечен надписью «Реклама». К нему нужно приложить данные рекламодателя или ссылку на страницу с этими данными и заранее передать сведения в ЕРИР через оператора рекламных данных (ОРД).
Дополнительные проверки для разных форматов:Для постов в социальных сетях (VK, OK и др.):
- Пометка «Реклама» находится в самом начале текста поста.
- К посту прикреплена правильная кнопка со ссылкой, содержащей идентификатор erid.
Для видео (YouTube, VK Видео):
- Пометка «Реклама» указана в названии и/или в описании под видео.
- В самом видео (в первых 5 секунд) есть визуальная или голосовая пометка о рекламном характере.
Для сторис и кружков в телеграмм:
- Пометка «Реклама» нанесена на изображение/видео и хорошо читается в течение всего времени показа.
Что еще важно учесть?Прежде чем запускать рекламу, убедитесь, что ваш продукт или услуга легальны и их реклама не запрещена законом.
Согласно статье 7 федерального закона «О рекламе» запрещено продвижение вредных и опасных товаров, а также сомнительных услуг. Среди запрещенных объектов рекламы: наркотики, порнография, изделия для курения услуги по написанию дипломных и научных работ.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58 968/3bfc26317bd01efad6f67aadf9981b248a57ef4b/Проверьте перед началом рекламной кампании1. На ваш товар/услугу нужна лицензия?
- Нет — ок.
- Да — у вас есть лицензия и она актуальна (проверьте срок и реквизиты).
2. Для рекламы медицинских товаров и услуг:
- Лекарства и клиники требуют лицензий/сертификатов — проверьте, есть ли они.
- Если продвигаете препарат, проверьте разрешенную форму рекламы.
3. Для рекламы академических услуг:
- Предлагаете помощь в обучении — ок.
- Пишите/делаете за студента — реклама запрещена.
4. Особые случаи:
- Алкоголь, финансовые услуги, азартные игры имеют свои ограничения и требования (таргетинг по возрасту, формулировки и т. п.). Проверьте отдельно.
5. Убедитесь, что ваша реклама достоверная и добросовестная, чтобы избежать штрафов.
Статья 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» описывает штрафы для физических и юридических лиц за недобросовестную рекламу.
- Что считается недостоверной или недобросовестной рекламой?
- Ложь или искажение фактов.
- Умолчание о важных условиях (сроках, гарантиях, составе и т. п.).
- Старые, неактуальные данные.
- Реклама, вводящая в заблуждение по поводу авторитетных подтверждений (наград, исследований, рейтингов) без ссылок на реальные источники.
Что конкретно запрещено в заявлении о товаре/услуге- «Лучший товар/услуга № 1» без ссылки на стороннее исследование.
- Ложные данные о составе, дате производства, сроке годности, месте производства.
- Недостоверные сведения о комплектации, цене, размере скидки, условиях возврата/гарантии.
- Ложные данные о наградах и дипломах.
- Приписывание рекомендаций реальным людям/организациям без их согласия и подтверждений.
Фразы‑ловушки, которых лучше избегать- «Абсолютно без риска», «гарантированно победит», «100% результат», «официально признано» — без подтверждающих документов.
- Сравнения «лучше, чем у конкурентов» — только при наличии объективной методики и источников.
Чек‑лист для быстрой проверки рекламы
- Все данные актуальны и не изменялись после маркировки/получения токенов.
- Результаты исследований, опросы, награды со ссылками на официальные отчеты, сертификаты или публикации.
- Лицензии и разрешения есть и отображены, если нужны (медицина, образование, финуслуги и т. д.).
- Не копируется визуальное оформление конкурента; нет имитации документов.
- Нет оскорблений, призывов к насилию, нецензуры, дискриминации; нет негативной «клеветы» на конкурентов.
- Все иностранные слова имеют перевод; нет слов, искажающих смысл.
Выбор ОРДПеред запуском рекламной кампании необходимо заключить договор с ОРД — оператором рекламных данных. Именно он передаёт все данные о каждом креативе в ЕРИР.
Заключите договор с оператором рекламных данных, передав ему все данные о рекламодателе.
Проверьте, что у вас есть все необходимые данные:
- Полное название компании или полное имя для владельцев ИП и физических лиц.
- ИНН для лиц из России и номер электронного средства платежа для лиц из-за рубежа.
- ОГРН/ОГРНИП.
- Адрес места жительства или пребывания.
- При наличии доверенности от юридического лица требуется полное имя ответственного.
- Все данные о том, кто заключает договор с ОРД.
- Сведения о платформе или системе, которую вы собираетесь использовать для рекламы (Яндекс, ВКонтакте, собственный сайт и так далее).
Если в цепочке фигурирует несколько звеньев, например, бизнес и рекламное агентство, в котором он заказывает услуги продвижения — необходимо собрать и передать в ОРД данные и составить договора между всеми участниками.
Внесение данных о рекламеПосле заключения договора с ОРД нужно передать данные о самой рекламе. Проверьте по списку, что вы подготовили всё необходимое:
- Информацию о типе рекламной кампании и о средствах, которые используются для распространения рекламы.
- Данные об объёме показов, о форме её распространения.
- Описание того, что вы рекламируете.
- Срок — сколько времени будут размещены креативы, начиная с какой даты.
- Описание аудитории, которой она адресована.
- Договоры на размещение рекламы, в том числе — стоимость размещения.
- Сами рекламные креативы, их описание и url.
Полный список требований можно найти в
Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.05.2022 № 1362-р.
Сразу после передачи данных в ОРД вам мгновенно присваивается токен — уникальный идентификатор для каждого креатива. Он действителен только в том случае, если вы не вносите существенных правок в креативы. Если же по какой-то причине вам нужно их изменить, то необходимо будет снова обращаться в ОРД и получать новый токен. Единственное исключение — это изменение размеров рекламного баннера.
Подготовка отчётаПосле рекламной кампании необходимо отправить цифровой акт в ОРД со статистикой — даже если планируете продолжение кампании. В случае опоздания можно получить штрафы и вопросы от контролёров.
Как считаются срокиСрок — 30 дней. Отсчёт идёт не со дня окончания кампании, а с первого дня следующего календарного месяца.
Например:
- Кампания длилась весь февраль → отчёт можно отправить до 30 марта.
- Кампания длилась весь март → отчёт нужен до 30 апреля.
- Кампания с 5 по 15 марта → отчёт всё равно нужно направить до 30 апреля.
Что обязательно указать в отчёте- Сроки размещения — дата запуска и дата окончания кампании.
- Все расходы — сколько потратили на размещение (итоговая сумма).
- Акты выполненных работ — сканы или ссылки на акты от площадок/агентств.
- Детальная статистика — по каждой площадке и каждому креативу: показы, клики, охват и т. п.
Если вы в последний момент не запустили рекламу — отчёт не нужен.
Топ 8 ошибок, которые чаще всего допускают при маркировке рекламы
Ошибка № 1: Маркировка постфактум. Самая частая и критичная ошибка — запускать рекламу, а потом думать о маркировке. Токен нужно получать ДО начала распространения рекламы. Если Роскомнадзор (РКН) заметит кампанию без токена, последуют штрафы и блокировка.
Ошибка № 2: Неправильное определение рекламодателя. Рекламодателем должно быть то юридическое лицо (ИП или ООО), чьи товары или услуги продвигаются. Если вы агентство, запускающее рекламу для клиента, рекламодателем указывается клиент, а не вы.
Ошибка № 3: Использование личного кабинета физлица. Маркировать рекламу для бизнеса можно только через официальный аккаунт юридического лица или ИП на Госуслугах. Личный кабинет обычного человека для этого не подходит.
Ошибка № 4: Неверное определение типа оператора. Необходимо четко определить, кем вы являетесь: рекламодателем, рекламораспространителем или оператором рекламной системы.
Ошибка № 5: Ошибки в заявке. Опечатки в названии юрлица, ИНН, ОГРН. Данные должны полностью совпадать с данными в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Ошибка № 6: Неправильный выбор формата рекламы. Нужно точно указать, какую рекламу вы будете размещать: в соцсетях, на сайтах, в блогах и т. д.
Ошибка № 7: Токен не добавлен в рекламный кабинет. Получить токен — мало. Его уникальный номер должен быть добавлен в креатив при настройке рекламной кампании. Для каждого креатива нужно получить свой токен
Ошибка № 8: Отсутствие отчетности. Рекламодатель обязан ежемесячно подавать в РКН отчет о распространенной рекламе.